Анализ ДНК на дому — что, как и зачем?

В настоящее время из «игрушки», благодаря которой можно было узнать цвет кожи дальних родственников, ДНК-тесты выросли в целую систему медицинской помощи, дистанционной, когда любой желающий может получить информацию о предрасположенностях к заболеваниям, а также рекомендации по образу жизни и поведению.

Начало этому было положено в конце 20 века, когда появился «Человеческий геном», проект позволяющий расшифровать до 25 тысяч генов человека и выявить предрасположенность к таким заболеваниям, как рак груди, диабет, болезнь Альцгеймера. В настоящее время появился большой выбор подобных «домашних» генетических тестов, и некоторые из них — в нашей подборке.

cb8f38a686-original_1

23andme

23mekitbig.d12ee131624.original

Эта компания была основана бывшей женой Сергея Брина, основателя корпорации Google. При этом корпорация инвестировала более 4 миллионов долларов в 23andme, с целью вывода компании на рынок.

Сейчас 23andme — самый известный игрок на международной арене. Эта компания работает в 56 различных странах.

Принцип работы компании достаточно прозрачный. При заказе проведения теста клиенту присылают коробку с инструментами по отбору проб ДНК-содержащего материала. Это, преимущественно, ватные тампоны, которыми нужно собрать пробы слюны и некоторых других тканей.

Собранные пробы высылаются в лабораторию компании, где проводится секвенирование ДНК клиента, с дальнейшим сравнением отдельных участков ДНК человека с ДНК других людей. Делается это для:

• выявление генетической предрасположенности к различным заболеваниям;
  • выявление возможной непереносимости некоторых продуктов и лекарственных препаратов;
  • определение особенностей психотипа человека;
  • определение особенностей метаболизма организма.

Все результаты предоставляются клиенту в своей учетной записи на сайте компании. Кроме того, 23andme даже создала социальную сеть, где можно искать родственников, используя результаты секвенирования ДНК. Не так давно в этой социальной сети нашли себя две сестры, разлученные еще во младенчестве.

Ancestry

img_1509

Эта компания занимается тем же, что и 23andme. По заказу клиента высылаются нужные инструменты для отбора образцов ДНК, проводится анализ, и клиент получает необходимую информацию в своей учетной записи.

Компания обещает, что пациент сможет узнать, какова национальность его ближних и дальних родственников. Также существует вероятность обнаружения неизвестных родственников.

Процесс работы достаточно прост, как и в предыдущем случае:

• клиент получает тест и инструкции;
  • собираются образцы ДНК;
  • специалисты анализируют образец в течение 6-8 недель;
  • клиент получает результаты в личном кабинете.

Atlas

Мы в Медгаджетс тестировали ДНК-тест «Атлас», и если предыдущие две компании работают за рубежом, то Atlas — отечественная компания, которая работает в России с 2013 года. По словам руководителей компании, генетический тест, проводимый Атлас, позволяет узнать следующие важные особенности своего организма:

• риски 114 распространенных заболеваний (очень важно знать, чтобы предотвратить болезнь);
  • статус носительства 155 наследственных болезней. (Очень важно при планировании семьи);
  • индивидуальная реакция на 66 лекарств;
  • возможность передачи наследственного заболевания потомкам;
  • данные о происхождении.

Что касается происхождения, информация анализируется по следующим направлениям:

• этнические корни;
  • процент неандертальских генов;
  • происхождение по отцовской и материнской линии.

Тест проводится и на 55 личностных качеств, включая:

• особенность интеллекта;
  • вероятность долгожительства;
  • склонность к развитию зависимостей;
  • реакция на алкоголь и кофеин;
  • вероятность облысения;
  • музыкальный слух;
  • креативность;
  • склонность к приключениям.

При этом результаты анализа основываются на информации, полученной в результате изучения ДНК тысяч человек. На этой основе поясняются результаты скрининга (в личном кабинете).

К слову, пройти тест достаточно просто:

Сейчас тест Atlas можно заказать у Medgadgets с доставкой на дом.

Genotek

genotek_pribor

Еще одна российская компания, которая проводит тесты по принципу, аналогичному всему, что упомянуто выше. Тест также позволяет определить индивидуальную непереносимость и пользу продуктов, провести профилактику заболеваний и подобрать индивидуальную дозировку лекарств.

MinION

MinION-bst

Стоит отметить, что в последнее время некоторые компании стали искать способ создания собственного секвенатора, без необходимости использовать оборудование медицинской лаборатории. Одна из таких компаний — Oxford Nanopore. эта компания создала устройство MinION.

Это уже не столько тест, сколько полноценный секвенатор ДНК, который можно использовать в своих целях даже крупным медицинским компаниям.

В ходе своей работы компания привлекла около 300 миллионов долларов инвестиций, и действительно создала портативный секвенсор ДНК, позволяющий проводить скрининг биоматериалов.

При этом скрининг генома простейших бактерий производится практически мгновенно, на животное нужно потратить около часа, а геном человека расшифровывается несколько часов.

Устройство подключается непосредственно к компьютеру, а обработку информации проводит соответствующее программное обеспечение. Стоимость гаджета составляет примерно 1000 долларов, в то время, как медицинский лабораторный секвенсор типа HiSeq 2500 стоит около миллиона долларов США.

miniPCR

Портативный секвенатор, аналогичный предыдущему. Правда, есть и некоторые отличия, главным из которых — доступность устройства. Если MiniON до сих пор находится в стадии прототипа, то miniPCR — готовый девайс, который можно купить.

В прошлом году кампания по сбору средств на запуск miniPCR в массовое производство собрала более 60 тысяч долларов США вместо 20 тысяч запрашиваемых. В итоге компания профинансирована, и с начала года заказчики начали получать свои секвенсоры.

Это достаточно точный девайс, основанный на принципе полимеразной цепной реакции, с получением результатов высокой точности. Разработал технологию ученый Кэрри Муллис, который получил за это открытие Нобелевскую премию.

Устройство может проводить анализ образцов воды и пищи, образцов тканей человека. Результат — диагностика заболеваний (в том числе, наследственных), установление родственников и прочие возможности.

Вывод: как видим, анализ ДНК становится все более востребованным способом узнать больше о себе и своей семье. Вероятно, через какое-то время появятся вовсе уж портативные девайсы, которые за несколько минут получат всю необходимую информацию и предоставят ее пользователю.

Но и те варианты, что есть, достаточно интересные. Что касается России и стран СНГ, то Medgadgets рекомендует тест Atlas.

Генетический тест Атлас - обзор, отзывы и характеристики