Слишком много едите? Проблема может скрываться в крови

Клетки костного мозга, продуцирующие нейротрофический фактор мозга (BDNF), влияют на регулирование приема пищи и поступление информации из гипоталамуса в мозг, откуда они “тонко” управляют аппетитом человека. К этому выводу пришли исследователи из медицинского колледжа Бейлор (Baylor College of Medicine) и медицинского университета в Оцу, Сига, Япония (Shiga University of Medical Science in Otsu), о чем свидетельствует их отчет в онлайн журнале Nature Communication. “Мы знали, что клетки крови производят BDNF, но мы не знаем причину этого явления,” — сказал доктор Лоуренс Чан, который является профессором молекулярной и клеточной биологии, профессором и заведующим  медицинским отделением диабета, а также отделением эндокринологии и обмена веществ и одновременно директором научно-исследовательского центра диабета ( Diabetes Research Center), который финансируется за счет Федерального бюджета, все посты которого находятся в Медицинском колледже Бейлор (BCM).

Следует отметить, что, как правило, человеческий белок BDNF генерируется в мозгу, а также в нервных клетках. Доктор Хироши Урабе и доктор Хидето Кодзима, соответственно нынешний и бывший постдокторские стажеры в лаборатории Чана, изучили BDNF в мозгу мышей, которых не кормили в течение примерно 24 часов. В костном мозгу полученные клетки были отмечены флуоресцентным белком, который можно было увидеть под микроскопом. К своему удивлению, они еще и обнаружили клетки, вырабатывающие BDNF, в части мозга гипоталамус, которая имеет название paraventricular nucleus.

“Мы знали, что в эмбриональном развитии, некоторые клетки крови транспортируются в мозг и становятся микроглиальными клетками”, — заявил Чан. (Микроглиальные клетки являются частью несущей конструкции центральной нервной системы. Они характеризуются ядром, из которого во все стороны расходятся, так называемые “ветви” нервных волокон.) “Это первый раз, когда нам удалось зафиксировать, что эти процессы происходят и в зрелом возрасте. Клетки крови могут поступать в одну из частей мозга и стать микроглиальными клетками вследствие физических изменений.”

Однако, клетки костного мозга генерируют специфический вариант человеческого белка, который отличается от производимых в гипоталамусе микроглиальных клеток. Но по словам профессора Чана, лишь немногие из этих полученых посредством крови клеток на самом деле способны достичь гипоталамуса. “Это не производит особого впечатления, если Вы случайно обнаружите их под микроскопом, — продолжил исследователь, — однако, тщательный анализ показывает, что природа этих клеток и их дальнейший рост позволяет им вступить в контакт с целым рядом других клеток мозга, то есть, их влияние со временем и развитием усиливается”.

Мыши, которые рождаются с плохой способностью вырабатывать клетки крови, продуцирующие BDNF, как правило, страдают от переедания, ожирения и развития инсулинорезистентности (отсутствия реакции на инсулин, что влияет на способность метаболизировать глюкозу). Профессор Чан подчеркнул, что трансплантация костного мозга способна восстановить ген, отвечающий за  производство клеток для выработки BDNF, что помогает нормализовать аппетит. Однако, пересадка костного мозга, который не содержит этот ген, не может повернуть вспять переедание, ожирение и инсулинорезистентность.

Далее профессор Чан поделился подробностями опыта, когда в ходе эксперимента на мышах в их третий желудочек (заполненная жидкостью полость мозга) вводили нормальные клетки костного мозга, которые производят BDNF, где ранее ощущалась их нехватка. В таких случаях у мышей пропадало желание переедать.

В заключение ученый подчеркнул, что проведенные исследования предлагают новый механизм влияния на питание, в ходе которого полученые из костного мозга клетки, способные производить BDNF, могут быть использованы для борьбы с лишним весом. Как полагает профессор Чан и его коллеги, клетки костного мозга, генерирующие человеческий белок BDNF, способны “тонко” настроить привычки количества съеденного, хотя и львиную долю работы выполняет множество других, продуцирующих гипоталамусом, нервных клеток, которые отвечают за контроль над аппетитом.

“Клетки костного мозга стали доступными”, — заявил ученый. “Если эти клетки играют регулирующую роль, то мы можем взять немного крови, произвести в ней необходимые изменения, или добавить недостающие компоненты, которые связывают клетки крови и влить ее обратно. Возможно, нам даже удастся произвести лекарства, которые идут непосредственно в мозг, пересекая гематоэнцефалический барьер.” Даже несколько из этих клеток могут оказать влияние, потому что в их геометрической прогрессии они имеют контакт с многими разными нейронами и нервными клетками.

Искусственное сердце, пригодное для пересадки, впервые выращено в Массачусетском госпитале